"У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? У рыб нет зуб?"
Как дороги живой потекла река,
Как расцвел и окреп, набираясь сил
Город - тот, что из праха надежд восстал.
ABCA - DBCDНо о доме в конце всех путей мечта
Оказалась, что роза ветров, хрупка...
Грех беспечности тем больно в сердце бил,
Что из нас ни один бед не ждал тогда.
Пробудились дремавшие чутким сном,
И земли отпустила их пасть-капкан.
Потемнел, изменился каньона лик,
И разломом в душе стал другой Разлом.
Мы с тобою тогда судьбами сплелись,
Жив один - и другой отойдет от ран.
Да, убить меня может зверя клык,
Но не ярость, что поит тебя, Улисс.
Призрак Старого мира, седьмой курьер,
Ты из долга соткан. Остыл твой гнев,
И надежда в тебе та, что есть, горька.
За тобой тенью бледной - толпа химер.
Шел когда-то, ступая в мои следы,
Как почуявший волю косматый лев.
А теперь, мимо ветром истертых скал,
Я иду по следам, что оставил ты.
Из зверей, что взбивают Мохаве пыль,
Ни Быка, ни Медведя не хочешь знать.
Им во власти твоей стало здесь, сейчас
То напомнить, что каждый из них забыл.
Что цепляться за прошлое - значит гнить.
Что один человек может мир менять.
А металл мертвый - уничтожить нас,
Или жизнь отдать, запуск отменив.
"У судьбы не проси ничего взамен -
И на смерть, и на жизнь к нам щедра она".
Ты учил меня, мой прекрасный враг,
Что Курьеры несут бремя перемен.
И когда дрогнет время, шепнув "пора",
Знай, прямой будет в битве моя спина,
Твой подарок на ней - моей веры флаг.
Образ твой мне - на памяти грубый шрам.
* * *
Когда я начала играть в FNV: Lonesome Road, то (после легких спойлеров-пересказа) ждала, что Улисс окажется банальным фанатиком-мстителем из серии "ололо, всех взрыват", которого под конец надо будет уговаривать не делать глупостей сквозь зубы и исключительно из-за отыгрыша нейтрально-доброго героя.
Цитируя Торина - никогда еще я так не ошибалась.
Для тех, кто не в теме: краткое изложение истории, литературная форма - шутка про лопату. И спойлеры.Жил-был тогда-еще-не-Улисс.
Нет, не так: жил-был-Курьер.
Нет, тоже не то.
Жил-был Разлом. Жуткое, неприветливое место, с радиацией и бурями, а еще там в свое время находился местный Центр Управения Проблемами, и под землей было натыкано боеголовок, что картошки на грядке. И вообще никто там в здравом уме не жил, а по местным дорогам ходили только идиоты и Курьеры.
Наш Курьер был и тем и другим, а еще любителем кричать "челлендж аксептед!" и пошел по дорогам. Ходил-ходил, пока не проторил ту, что ведет оттуда сюда, до такой степени, что в Разломе даже люди завелись. И неплохо так жили, по сравнению с остальной Мохаве, если верить слухам. Ну, Курьеру стало скучно, и он ушел в другие места ходить, знать не зная, что за ним след-в-след все это время шлялся тогда-еще-не-Улисс.
Он тоже был курьером, а еще почетным фрументарием. Служил в Легионе Цезаря. Те еще типы, надо сказать - женоненавистники, рабовладельцы и антисодомиты с кровожадными настроениями и девизом "воюй! распинай!" И алым быком на флаге. Вот, Улисс, значится, послан был в разведку за Курьером - а как дошел до города, который в Разломе завелся, так сразу вдохновился духом человеческой воли, и решил, что именно тут поставит свой дом с беленьким заборчиком, когда свалит из Легиона.
И все бы было здорово, но тут пришли ребята из НКР - демократы, бюрократы, владельцы флага с мутировавшим двуглавым медведем и любители аннексировать все, что плохо лежит. "О, - говорят, - у вас тут дорога проторенная через Разлом, что ж вы раньше не сказали? а давайте вы в нас вступите? Давайте-давайте, а то плохо будет". А тут Легион тоже смотрит и думает: "О, НКР. А давайте-ка мы их всех поубиваем, раз такое дело".
И все было бы... ну, не очень здорово. Но все-таки не так, как стало. Потому что опять принесла Курьера нелегкая - он как раз из отпуска обратно возвращался, с посылкой для жителей Разлома - так чисто, по пути по просьбе НКР прихватил. А посылка, стоило ей приблизиться к местным боеголовкам, сдетонировала их нахрен, вместе с улиссовыми белыми заборчиками, НКРовцами и Легионом.
Курьер этого не помнит (да и то, как успел уйти до катастрофы - тоже), потому что ему позже башку прострелили и череп собрали по кусочкам, а вот Улисс - еще как. Он-то в полной мере успел познать прелести полураспада, землетрясений и безысходности, перед тем, как его подлатали местные автоботы. Позлился, месть затаил на Курьера - да и пошел обратно. В Разломе все равно делать было больше нечего.
А наш Курьер как с задания пришел - в конторской книге отметился, да и опять умотал. А Улиссу новое задание привалило. Он в местное Мохавское отделение за посылкой отправился, в книгу заглянул - а там Курьера подпись. Улисс разозлился страшно. "Ах, ты выжил, значит, - думает, - морда твоя паршивая, землю топчешь, как ни в чем не бывало? Ну погоди мне тут!" От задания отказался. Говорит: "Идите в жопу со своими посылками. Пусть вон, эта хрень вместо меня ее таскает". И на имя Курьера в списке ткнул. Видишь ли, кодекс почетных Курьеров имени Цезаря ему запрещал самолично месть вершить над другими (особенно непочетными) Курьерами - а так на задании хоть пристрелит кто гада.
Курьера и в самом деле пристрелили, но он выжил, и вообще это другая история. А Улисс еще раз всех послал между делом - и Цезаря, кстати, тоже - и в Разлом вернулся. Там он чутка подостыл, а потом на него вообще снизошло озарение, что Курьер как бы не виноват (хоть и идиот), но еще и действиями своими передал Улиссу сообщение. О том, что, мол, даже самый маленький человек может вершить судьбы мира.
Улисс, не будь дурак, решил снова по проторенной Курьером дорожке потащиться - теперь уже метафорически. Курьер взорвал Разлом - а Улисс взорвет все остальное, что там еще в Мохаве живо. Нет-нет, это не месть. Это он так сообщение передаст. Мысль донесет. Заодно и гниль демократического и не очень строя подчистит с лица пустошей.
Курьеру, тем временем, голову заштопали, и Улисс вроде как даже обрадовался этому. Теперь они с Курьером поговорят, и Улисс, значится, как человек, скажет ему спасибо за месседж и "ты дурак" за Разлом. Собрался, приготовился и сообщение Курьеру шлет: "Мы следим за тобой, ничтожество!" Эээ... то есть, "эй, ты, бери подмышку свою консервную банку и топай ко мне, дело есть". Без консервной банки никак, потому что в нем зашит механизм-детонатор, которым Улисс собирается воспользоваться. А самому идти лень - да и вообще, повторять историю - так уж повторять.
Курьер шел долго. Но в конце концов пришел. И даже остановил запуск ракет с помощью храброй маленькой консервной банки. И даже Улисса не убил - ну или мог убить, это уж какой Курьер попадется. И взорвать все к хренам.
Но наш Курьер такого не сделал. И Улисс подарил ему курточку с самолично нарисованным знаменем той фракции, за которую выступает Курьер. И строго велел надеть на финальную битву. И чтоб спина была прямая, и гордо голову нес, отстаивая свою веру.
Неоднозначная, в общем, личность. Равнодушным не оставит.
* * *
Если серьезно.На самом деле, если без шуток, Улисс действительно очень сильная личность. Он не псих и не одержимый, и его нельзя даже назвать зацикленным, строго говоря. Он очень долго думал над вопросами жизни и выживания в тамошнем постапокалиптическом мире, он сделал... да правильные выводы он сделал. НКР - не вариант. Легион - не вариант. А единственный вариант Курьер убил своими руками - да, по незнанию. Но от этого легче Улиссу не становится.
Позже он искал ростки нового мира на самом деле везде. И нигде не находил. Это кого угодно свернет в клубок безысходности - а тут еще и имя Курьера всплыло, как коленом под дых.
Улисс - трагичный персонаж, и очень цельный.
В какой-то мере его невозможно не любить.