"У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? У рыб нет зуб?"
День сегодняшний был полон злобы, агрессии и мелких неприятных моментов. От того, что я сделаю вид, что все радостно, и сама буду "строить себе хорошее настроение", оно - о странность! - хорошим не станет. Но, может быть, если я напишу о том, о чем хотела написать уже какое-то время, станет легче. Как от выполненного дела.
Варнинг: высокая концентрация буквы "я".Как любой, наверное, творческий человек, в один момент начала задаваться вопросом: зачем я делаю то, что делаю, и зачем выкладываю это на человеческое обозрение? Первая часть вопроса - она относительно безответная и не такая интересная, как вторая. Потому что в голову приходят идеи, наверное. Потому что хочется испытать эмоции от сюжета, по которому упорно никто ничего не придумывает. Не важно, в общем-то: ладно, воплотила идею, результат получила. Выкладывать-то зачем?
Первой в ухо, конечно, зудит злобная совесть. "Эгоистка, - говорит, - ЧСВ хочешь потешить, небось. Мировое призвание получить. Всеобщий почет и славу". Не, вполне естественное и закономерное желание, конечно же. Но я отбивалась от такого варианта ответа не только потому, что оно мне кажется стыдным, как открытый купальник на моей фигуре, но и еще потому, что в глубине души всегда чуяла, что славы-то я как раз не хочу. Боюсь я ее. Внимания боюсь, аплодисментов, фанфар, и того мига, когда куча людей восторженно/заинтересованно пырится на тебя, делая еще более неловким, чем есть на самом деле. Куча - это более пяти человек, если что. В особенных ситуациях - больше трех.
Но раз всеобщий восторг - это не то, к чему я стремлюсь, тогда почему так немножечко грустно, когда сделанное тобой дело не получает откликов? Когда отличный, на твой собственный авторский взгляд, текст пылится с горсткой положительных сигналов, тогда как фигня (иногда - твоя же фигня) на условной соседней полке - завалена признаниями в любви? И ты, на самом-то деле, не только можешь назвать десяток причин для такого расклада, но и - более того - возвращаясь к вышесказанному, скорее всего, сбежишь в панике, стоит только аналогичному количеству признаний свалиться на твою голову.
Так откуда такое противоречие? Что вообще происходит? Зачем ты делаешь то, что делаешь, и почему, если ты и в самом деле ничего не хочешь, так обидно, когда ты это самое ничего и получаешь взамен?..
Потому что все-таки есть одна важная вещь, к которой ты так стремишься. Человеческая радость.
Все очень просто. Когда я что-то делаю, и делюсь этим - я делаю это из крайне корыстных побуждений: я хочу приносить радость. Быть полезной, когда кто-то найдет перевод, которого когда-то так сильно не хватало мне, прочтет рассказ про героя, которого обделили вниманием, улыбнется от пачки глупых стишков. Умение приносить радость и пользу - это то, чего мне так отчаянно не хватает в жизни. Ведь, смотря правде в глаза: я не очень-то интересный человек. На попе сижу ровно, безынициативна, не слишком обаятельна, дофига стеснительна, не лучший собеседник (зато превосходный слушатель, хо-хо! Если не брать в расчет то, что я часто быстро забываю сказанное...), не обладаю большим багажом разносторонних знаний. Да и меняться, в общем-то, не умею. Хочу ли вообще? Статична. Лежачий камень.
Ладно, самобичевание в сторону. Суть в том, что в колчане моем не так много стрел. Поэтому я пишу. Ну, рисую по мере возможности, но это - так. А поскольку британские ученые сильно тянут с изобретением телепатических сигналов, единственным способом убедиться в том, что я принесла человеку кусочек счастья, это узнать об этом от человека. Лично или опосредованно, без разницы. Отсюда все мучения. Вот он, корень зол: человек, который паникует и уходит в отказ при виде прямой похвалы, страстно жаждет знать, что был одобрен.
Потому что... да, наверное, это просто такой еще один способ любить внимание - хотеть жить в человеческих сердцах и мыслях радостью. На этом месте я хотела ловко ввернуть пафосную, изящную и за душу берущую эээ... метафору (это метафора? пусть будет) и сказать, что хочу жить в вашей памяти посольским узлом - но ведь посольский узел, он, зараза, хитрый и со скрытым смыслом. И если я так скажу, это ж понять можно будет не двумя даже - шестнадцатью способами. Часть из которых, без сомнения, будет совершенно не тем, что я имела в виду!