"У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? У рыб нет зуб?"
Недобро о добрых сказках.
Дозрела, теперь можно и сказать пару слов о Frozen.
Чтобы у вас не возникло ненужных иллюзий по поводу ключа, в котором я буду говорить, вот вам ситуация: познакомились вы с человеком, невероятно красивым внешне, с чудным голосом, интересным умом. Человек этот, положим, волонтерит и регулярно отстегивает некоторую сумму на благотворительность. И вот вы такой восхищаетесь-восхищаетесь им, решаете познакомиться поближе - а у него, оказывается, хобби есть: кнопки в лифте жечь, кошкам банки консервные на хвост накручивать и ржать потом над тем, как они весело бегают. И у детей конфеты отбирать. Вот примерно такое впечатление произвел на меня этот мультфильм.
Спойлеры, сугубо личное мнение и все такое.Что хотели донести авторы: искренность, отвага и любовь - очень важные качества человеческой души. Любовь к родным не менее важна, чем любовь романтическая, а то и важнее.
Что получилось: сказка про культ Младшей Сестры и то, как не надо воспитывать детей.
Когда-то давно показывали такой двухсерийный фильм, "Путешествие «Единорога»" называется. В нем я впервые познакомилась с неравноправием и культом Младшей Сестры, и очень долго не могла прийти в себя от испытанного ощущения несправедливости. Вроде бы как и не с чего было мне так беситься - у меня ни младших, ни старших сестер-братьев нет и не было, и как бы свою дозу любви я ни с кем не делила (тем не менее, выросла ревнивой до икоты... почему бы это?) - однако же это не помешало мне испытывать лютейшую ярость оттого, как старшую из двух сестер в сюжете использовали в качестве "некрасивой подружки" (тм), выгодно оттеняющей младшую.
Сейчас я, повзрослевшая, не испытываю такой ярости по отношению к несчастной Анне. Однако я не могу заставить себя питать к ней симпатию - в отличие от Эльзы. Давайте попробуем по пунктам, что ли.
1. Закон сказки: стереотипные главные герои. В сказке должен быть герой и антигерой. Герой воплощает человеческие добродетели, антигерой - пороки. В более сложных сюжетах, конечно, мы будем иметь более сложную иерархию, но Frozen - это сказка, которая позиционировалась, как сказка, и была выпущена, как сказка. Структура сказки подразумевает героя и злодея. Злодей должен бросаться в глаза, не обязательно персонажам, но обязательно - зрителю. Злодей должен быть очерчен. Герой должен быть точно так же очерчен и ясно выделяться среди сайдкиков и Романтических Интересов.
Во Frozen, за счет сломанной структуры, героями предстают как бы и Анна, и Эльза. Изначально. Но Эльза, за счет нее же, принимает на грудь прямой удар роли и антигероя - потому что больше... некому? Принц Ганс раскроется только в самом финале, к сожалению. И если стартовали сестры с одинаковым потенциалом "героичности", то по ходу дела Анна вырастает в Героя, выгодно оттененного прекрасным Гансом в виде Романтического Интереса, а Эльза же противопоставляется ей, как Антигерой (не злодей). После события на балу стороны разводятся совсем четко.
Чем Эльза заслужила быть антигероем? Справедливо ли возводить на место персонажа, который должен быть побежден во имя торжества добра (антигерой должен быть побежден, злодей - предан возмездию и справедливости), человека, проведшего всю жизнь в оковах страха и долга, человека, направленного на благо? Человека, лишенного необходимых для того, чтобы быть антигероем, пороков?
2. Закон сказки: страданиями куются герои. По законам сказок, герой, подвергаемый испытаниям, не марает свои сияющие доспехи. Золушка, которую регулярно мучают и изводят сводные родственники, остается чиста от злобы; Красавица, запертая в башне, способна приобрести стокгольмский синдром полюбить тюремщика; Симба, брошенный и выросший вдали от стаи, остается отважным и не отворачивается от своей верности, а многочисленные стоптавшие тонны железных башмаков принцессы на пути своих физических страданий обретают долгожданных Финистов. Механизм прост: заставляя сочувствовать герою, нас подталкивают к тому, чтобы полюбить его. В нематериальных сюжетах жалость часто порождает привязанность.
На долю Анны выпадают все возможные страдания, включая Главное Сюжетное Самопожертвование. Рейтинг Анны растет на глазах. Ни одна из ее геройских черт не запятнана... но постойте, погодите. Только ли Анна ли здесь нуждается в сочувствии? Быть может, все-таки часть его заслужила Эльза, все годы взросления которой прошли В ГРЕБАНОЙ ЗАПЕРТОЙ КОМНАТЕ БЕЗ ПРАВА НА ТЕПЛО И ЛЮБОВЬ?! Но нет, потому что качества Эльзы, ее жертва и ее направленность на благо, не выставляются на всеобщее обозрение и слишком малы по масштабам сюжета. И ее страдания - не физические. Пфф, да бросьте, подумаешь, заковали в кандалы и называют чудовищем - она свою сестру почти насмерть заморозила (дважды), и город весь впридачу.
3. Закон сказки: награда в конце пути. Тут все просто: герои должны быть награждены. Принцессой, принцем, исполнением мечты, свободой, деньгами - нужное подчеркнуть. Анна получает свободу, принца, почести и любовь зрителя. Эльза получает свободу и умение контролировать свои силы... которые... она и так бы получила, если бы... не ослиное воспитание?.. Щто? (Ах да, еще необходимость править королевством, пока младшая сестра совершает подвиги во имя добра. Рыалли?)
Как обычно бывает у меня с диснеевскими мультфильмами, я плакала в конце. От обиды.
* * *
ЗЫ. Украинская студия дубляжа опять справилась лучше. Русская может обладать так нежно любимыми мной голосами, но ах, как же все-таки певуче и прекрасно звучат наши переводы!..