Садись, четыре с минусом. Пускай висит, как злое напоминание тому, что если что-то очень сильно хочешь написать, это может выйти боком тому, что именно ты очень сильно хочешь написать.
* * *
Я улыбаюсь - всё, знаешь, никак не привыкну,
Что до солнца теперь мне рукой не дано дотянуться,
Что глаза поднимаю, чтоб только увидеть его.
Рассвет мне красит одежды в бурый
И кровью брызнет на светлый стол,
Гляжусь я в хмурый небесный пурпур,
Впервые в вечность открыв лицо.
читать дальшеИ ветер треплет над шпилем башни
Победным бывший когда-то стяг.
Здесь, в землях стражей, узнает каждый
На желтом солнце черненый знак.
Бок о бок, вместе, во имя чести
Шутя теснили врагов ряды.
Да, мы смеялись. Но знали с детства:
Победы крылья тонки, как дым.
Изменчив случай. Да, ты был лучшим.
Да, ты был первым. Любим толпой.
Но оплеухой, холодной, жгучей
Пришел однажды тот самый бой.
Бросок неверный - и твой соперник
Тебе под челюсть вгоняет сталь.
Да, ты отважный. Да, ты бессмертный.
Но эту битву врагу отдал.
Пришло проклятье взамен победам,
Бессильный рвется из глотки крик.
И песня спета. К исходу лета
Где было пять нас, осталось три.
Вокруг шептались: "Чужих изгнали,
Кто слаб, кто предал, тянул на дно.
И поделом же!" Откуда знать им,
Ты сам решил так. Никто иной.
"Руби заразных. Не думай. Сразу", -
Молчал ты. - "Или мне дай уйти".
Я выбрал сердцем. Тебя вел разум.
И нам вдруг стало не по пути.
Умен, спокоен. Отличный воин.
На чести шрамы - подарок крыс.
Сперва держался. Но с каждым боем
Сдавал все больше. Как мы сдались.
Слепой гордыне продали души,
Питаясь славой былых побед.
Вожак тем нужен, кто хочет слушать,
А мы...
Не стоит.
Ты знал, что нет.
Ушел, и друга увел за руку,
Чтоб не забрали с собой ко дну.
"Нам всем на пользу пойдет разлука", -
Сказал, прощаясь. И я кивнул.
И плащ дорожный чернильной ночью,
Вселенной плечи тебе укрыл...
...я видел бой твой неделей позже.
Победу эту ты заслужил.
И в этот раз там я понял ясно,
Какую силу ты сжег в себе.
Игрок могучий, игрок опасный,
Тень-джокер в вечной, как мир, борьбе.
Как был велик ты. Как сильно никнул,
На нас равняясь. Почти потух.
Ты был загадкой. Ты стал энигмой.
Свое по праву себе вернув.
Так жаль. Так поздно. Тяжелой, грозной,
Безликой мощью ты стал сейчас.
Я плачу, друг мой. Я видел звезды
На месте серых знакомых глаз.
Тебя не стало. Из жертвы малой
Пустым сосудом перерожден
Я звал, я рвался. Но сквозь забрало
Глядел, холодный, ты-эйдолон.
...довольно. Горечь, тебе палач я.
Грешно унынье. Впустил - пропал.
Седлай удачу. Улыбку спрячет
Дуэльной маски цветной овал.
Ведь нам придется с тобой под солнцем
Однажды, знаешь, клинки скрестить?..
Мне страшно, друг мой.
Когда сойдемся на поле боя...
Двоим - не жить.* * *
Все допущенные аллюзии на реальные события и людей являются исключительно намеренными и не имеют под собой ни капли реального основания. Ла-ла-ла.
Спасибо. Идея была сильна.
++
Например, по первому катрену:
Если "красит" и "гляжусь", то "брызжет", а не "брызнет" - вроде как настоящее время в конкретной фразе закреплено, да не совсем(
Не "в вечность", а "вечности".
"Бурый - хмурый" - однородная рифма (но это я уже придираюсь).
Ближе к середине стих выравнивается. Начиная с
Я выбрал сердцем. Тебя вел разум.
И нам вдруг стало не по пути.
- один сплошной улёт)
если что-то очень сильно хочешь написать, это может выйти боком тому, что именно ты очень сильно хочешь написать.
Если бы не это объявление, я предположил бы здесь совершенно противоположный грех - поспешность.
Действительно, поэзия должна идти от сердца, без него даже самые мастеровитые версификации холодны и "не цепляют". Но в данном конкретном стихе, как по мне, с сердцем и с душой всё как раз в порядке. Оно искреннее (или грамотно производит впечатление такового) и пронзительное. Этой даме не хватает только модельной стрижки для того, чтобы стать совсем сногсшибательной красавицей.
Если "красит" и "гляжусь", то "брызжет", а не "брызнет"
Ага, тут со временем проблемы. Беда в том, что "брызжет" - это прямо струей такой, как из зажатого шланга. А "льется" - это плавно и густо. Можно было "ляжет", и одно время так и было, но потом решила все-таки выбирать между грамотным и выверенным и тем, как было правильно по ощущениям. Увы или ура получилось... ну, получилось.
Не "в вечность", а "вечности"
А, нет, тут как раз "в", или даже "за вечность", как в "впервые за год" - герой просто маску свою не снимал бесконечную уйму времени. И тоже грамматически не очень)
"Бурый - хмурый"
Вот тут, наверное, и в самом деле стоит поменять местами с "пурпуром". Цветопередача не пострадает, рифма с ритмом - тоже.
Там, на самом деле, если совсем критически подойти, очень много где проседает. Дно упомянутое, жуткая рифма "дорожный-позже" через "ночью"... Ох, не буду, иначе расстроюсь.
Но как-то в самом деле чувствую себя спокойнее оттого, что, очевидно, все-таки удалось воплотить запланированное, несмотря на кривоватую технику. Потому как в конце не могла отделаться от мысли, что взвалила на себя неподъемное: чувства - это одно, это ерунда... нужно было историю рассказать, причем вполне себе сформированную. И обязательно в стихах, потому что в прозе вот лично у меня не получилось бы выдержать этой грани между отвлеченной сказкой про несуществующих героев и истории, слепленной на основе реальных событий. А для истории что важно? Вот эту деталь обязательно нужно указать, и вот эту, а потом еще вот эту, чтобы человек, будучи в теме, сказал "Ага!". И здесь не забыть чувства передать. А вот это - оно нужно, или лишнее? А вот здесь не слишком ли прозрачно и грубо? И вот сидишь ты, как кошка в клубках вязальных, в строчках и их обрывках, и нужно это как-то все воедино собрать и не рассыпать. А в душе периодически "твою мать" эхом раздается, потому что идея по-настоящему задела, так, что не отцепляется, и единственная возможность сбросить это напряжение - дописать, наконец.
Понятно. Но вопрос этот возникнет не только у меня(
Там, на самом деле, если совсем критически подойти, очень много где проседает.
До середины, потом норм. Но скальпель я не доставал, это да. Только нащупал пульс и проверил коленный рефлекс молоточком. Надо было доставать скальпель?
жуткая рифма "дорожный-позже"
Нормальная усечёнка. Я вам не скажу за всю Одессу, конечно, но как по мне - вполне себе рифма.
Нормальная усечёнка.
Между собой - да. Но "ночью" между ними заставляет люто спотыкаться.
Банда патологоанатомов - отличная идея! А потом моего)
Тема еще сликом острая, заинтересованность слишком личная, трезво посмотреть и доработать не получится.
По горячему править всегда тяжело, а давние вещи - только так))
Между собой - да. Но "ночью" между ними заставляет люто спотыкаться.
*Поигрывая скальпелем* А из-за того, что срединная рифма даётся то в первой, то в третьей строке безо всякого (видимого мной) порядка, она вообще воспринимается как факультативная. Типа - о! - прикольное созвучие. Если бы, например, в первой половине стиха она была по третьим строкам, а потом по первым - было бы много ярче.
Обозначим катрены, где срединная рифма падает на третий стих, как 3, на первый - как 1.
Получим 33111311131111131.
Что здесь зашифровано? Послание морзянкой? Двоичный код? Композиционно беспроигрышно было бы 31313131313131313 или 33333333111111111. Или что-то вроде того. А тут приходится думать - что имел в виду автор?
Вроде бы понятно, что автор имел в виду нагнетание, перемену обстоятельств и развитие конфликта, отмечая "сбоями" особо "острые" точки. Проблема в том, что... ммм... даже два таких "острых" момента в одном стихе сделать оч-чень непросто, вот что я скажу.
То есть - подытоживая - нужно сначала оправдать рифму с точки зрения читательских ожиданий, а потом смотреть, достаточно ли она хороша собой)
Уффф. Я не слишком резок?
за авторское невежество)Я не слишком резок?
Резок - это когда "лол, автор дурачина, не знает, как композицию строить, давайте все вместе над ним посмеемся!" Все остальное - обмен опытом и знаниями))
По горячему править всегда тяжело, а давние вещи - только так))
Ну дык. Традиционная практика - дать тексту вылежаться))
1. Типа "дяденька, я ведь на самом деле не настоящий сварщик, а каску на стройке нашёл"?))
2. Я сейчас одну очень спорную вещь скажу, с которой многие не согласны. Моё личное имхо, которого я никому не навязываю, но которым руководствуюсь.
Искусство по степени своего распространения бывает двух, и только двух видов.
Первое - автор творит для одного себя. Прячет работу в стол, или сжигает по написании, или вид искусства вообще таков, что оно в процессе создания употребляется, и кроме автора его никто не видит. Такое искусство может быть каким угодно, никто не может сказать, что человек что-то делает не так, потому что он делает это для одного себя.
Второе - искусство демонстрируется ещё хотя бы одному человеку. Начиная с этого момента произведение становится частью некоего глобального корпуса, и к нему любым человеком могут быть предъявлены любые вопросы и претензии (лучше, конечно, обоснованные))). Показал одному = показал всем. Промежуточных вариантов типа "это внутрисемейное", "это только для нашего фандома", "написал для двух друзей" - не существует. Это не значит, что с ними нельзя иногда позаигрывать, но на практике их не существует))
Обоснование помягче: никто не совершенен, и никому не стоит забывать о том, что технику и мастерство надо оттачивать - даже если глобальных задач не ставится.
Обоснование пожёстче: в наше время искусства всех возможных видов и так накопилось выше всякой крыши. Не стоит тревожить мировую ноосферу вещами заведомо несостоятельными, поскольку и состоятельных уже хватает.
Резок - это когда "лол, автор дурачина, не знает, как композицию строить, давайте все вместе над ним посмеемся!"
Вот и славно) В данном случае я вижу потенциал. Ваш* потенциал - это ваша готовность работать над ошибками и править собственный текст, которую вы тут демонстрируете в режиме онлайн) Ценнейший навык, который в итоге может привести вас к настоящему мастерству.
Традиционная практика - дать тексту вылежаться))
В идеале - чтобы он воспринимался как чужой, да)
* - что-то я забыл, мы на вы или на ты?
Но по сути да, показал одному = показал всем.
Насчет оттачивания техники есть нюансы. Да, плодить шлак нехорошо... с другой стороны, шлак тоже разным бывает. Если, к примеру, один на огороде ставит выхлопную трубу и гасит всех соседей - это вредительство наружу. А другой тихо сидит в углу и напивается до потери пульса, буянить не буянит, да и размножаться в будущем не собирается, и, по сути, вредит только себе и тем, кто по собственной воле к нему за стол подсел. И я, скажем, могу встать в позу и сказать: "Хочу писать с ошибками! Совершенствоваться не хочу!" И продолжить плодить внутренний шлак, тихо в своем углу, как умею, никого особо не трогая. Стоит ли осуждать такое поведение? Ведь, строго говоря, я не должна исправлять такие ошибки. Просто в таком случае не стоит удивляться, если случайный прохожий кинет лишнее "фу".
Во избежание - я не защищаю никакой конкретной позиции)) Привычка такая просто, прежде, чем ругать, посмотреть на вопрос со всех сторон
и встать на сторону обиженных и угнетенных х)готовность работать над ошибками и править собственный текст
На всякий случай: я иногда вполне могу упереться рогом и наотрез отказаться править что-либо вообще))
что-то я забыл, мы на вы или на ты?
Сдается мне, мы вопрос этот не поднимали. Но я совершенно спокойно могу и так и этак, так что будем так, как удобнее)
Тут всё зависит от того, в рамках каких общественных отношений этот человек существует. При развитом социализме пускай не удивляется, что его за такие дела на партсобрании пропесочивают и в стенгазете на него шарж) А если вокруг свободные рыночные отношения - то это его личное дело, не лезьте к человеку)
Ведь, строго говоря, я не должна исправлять такие ошибки.
Творец вообще никому ничего не должен. Вопросы, которые мы рассматриваем - это вопросы его внутренней самоорганизации, да.
На всякий случай: я иногда вполне могу упереться рогом и наотрез отказаться править что-либо вообще))
Как и все мы - это вполне понятно и естественно)
Но я совершенно спокойно могу и так и этак
Давай на ты тогда)
А. Кстати да, point taken. Сравнение с социализмом, когда каждый, в общем-то, должен остальным, мне в голову не приходило))
Давай на ты тогда)
Договорились))