Очень многабукафКак всегда, начнем с начала. То есть, с истории.
...Впервые я увидела игру Lara Croft: Tomb Raider в возрасте между семью и девятью годами. Точнее не скажу, да это и не особо важно. У меня осталось впечатление, что выцепила я ее как-то случайно. Не уверена, что принесли ее специально "для ребенка поиграть", т.к. в то время компьютер был в основном для работы, а играми я увлекалась не особо. Да, Loom и уже упомянутая мной The DIG произвели на меня большое впечатление, но в геймера-маньяка, не пропускающего ни одного диска, не превратили.
Оно и к лучшему.
...Воспоминания о впечатлениях от первой заставки странные. Помню темное, тесное помещение, Лару в круглых малиновых очках, какого-то типа в красной рубахе, ноутбук, и блондинку на экране - тогда она мне показалась кем-то вроде ведущей новостей. Еще мне кажется, что она в буквальном смысле разбрасывалась деньгами...но это вполне может быть моим личным глюком.
Реальность. Наши дни. Anniversary.
...Темное и тесное помещение оказывается вполне себе просторным светлым залом с лестницей, колоннами и прочими декорациями. Очков Лара не носит, тип меняет цвет рубахи, но остается верен клетчатому узору, блондинка перекочевывает в ...эээ...палм? и деньгами разбрасываться не собирается. В целом, очень даже ничего.
Вторая заставка.
...Заснеженные скалы, по которым карабкаются две фигуры. Наконец, они выбираются на небольшое плато, и становится видно, что это мужчина и женщина. Сильный ветер пробирает до костей...одежда женщины кажется странной: на ней короткая куртка с мехом по краю капюшона, отличные "армейские" ботинки - и летние шорты.
Перед то ли путешественниками, то ли альпинистами - ворота в скале. Огромные каменные ворота с вырезанным на них стилизованным человеческим лицом. Странной парочке явно нужно попасть внутрь...
...Женщина балансирует на узком каменном карнизе над воротами. Вниз, туда, где остался ее напарник, путь неблизкий. Ей непременно нужно добраться до массивного кольца, оно должно запустить механизм, открывающий ворота...
...Створки приоткрываются медленно, с хрустом раздвигая снег. Мужчина щурится, вглядываясь в темноту. Внезапно на его суровом лице отражается страх, он отступает на шаг, но уже поздно - четверка голодных, тощих волков бросается к нему, сбивает с ног...
....Женщина картинно спрыгивает вниз (с помощью каната? "кошки"?) и расстреливает животных с двух рук, ловко уворачиваясь от их атак. Она подходит к своему спутнику, склоняется над ним и отводит взгляд. Ветер треплет мех на его капюшоне...
...Женщина медленно идет к открывшемуся проходу. Она входит внутрь скалы, и ворота за ее спиной захлопываются. Она вздрагивает, оглядывается, снимает свои круглые малиновые очки и кладет их в карман...
Реальность. Наши дни.
Это воспоминание, о драке перед воротами в скале, будет невидимым магнитом тянуть меня к серии игр Tomb Raider. Что я надеюсь там найти? Те детские впечатления? Я ни разу больше не видела старой заставки первой части. Такой ли на самом деле она была, или это всего лишь плод моей фантазии? Тайна...которую все-таки так хочется разгадать...
Anniversary.
Вторая заставка оказывается третьей, ей предшествует мини-тренировка, на которой можно познакомиться с управлением. До кнопки, открывающей ворота, Лара добирается с помощью игрока, а уж потом идет тот самый ролик. По сути - то же самое. Только вот спутник оказывается простым

...Тогда TR мы проходили в четыре руки. Один хороший знакомый - у руля, и я, с не менее важной должностью: "на оружии". То есть в мои обязанности входило вовремя нажимать пробел и зажимать ctrl, не отвлекаясь на ужасы, происходящие на экране монитора. Вполне возможно, что эта ужасно ответственная должность была дарована мне по доброте душевной )). Но я все равно была рада.
Сеансы игры были нечастыми, близилось лето... и вот, меня отправили в Керчь, как обычно...и совершенно естественно, что к сфинксам, и далее - в шахты Натлы и Атлантиду Лара отправилась, не ожидая моего возвращения. Игра была пройдена, я - жестоко обижена. В одиночку мне играть было страшно, поэтому, изнывая от любопытства, я отложила это дело на неизвестное "когда-нибудь потом"...
"Потом" настало уже в сознательном возрасте. Вторая попытка пройти TR состоялась лет через пять... перед этим я уже познакомилась с остальными играми серии, но ни одну, по-моему, до конца так и не довела...кроме Chronicles, но и их - только в качестве зрителя. Не будем о неприятном, тем более, что эта вторая попытка отложилась в памяти не очень. Чем она закончилась - тоже не помню

Третья попытка. И в третий раз я в большей степени зритель, чем игрок - но "напарник" теперь у меня просто замечательный. Именно с Вовкой, двоюродным моим братом, мы наконец одолели злобную Натлу и победили всех. Нежданным подарком нам стал один из роликов, возможно, предпоследний по счету. Помню его очень смутно. Но концовка так и осталась покрыта мраком неизвестности. Так же, как и вторая заставка.
И вот он, Anniversary.
Много нововведений. Много переделок на уровнях. Все они четко расписаны в википедии, на странице, посвященной TRA.
Город Вилкабамба больше не зеленый и снежно-белый. Памятная лично мне дверь на таймере исчезла. Волки отощали и обросли текстурами - или чем они там обрастают. От Тирекса больше не спрячешься в скале. Механизм с шестеренками вырос, посолиднел и переехал в более просторное помещеньице, для приличия оставив на старом месте свой обветшавший прототип...
Гробница Куалопека больше не яркая черно-ало-золотая - пыльная и разрушенная. Реалистичная. В ней больше не бродят толпы рапторов под цвет стен, из каменных шаров, которые катились по коридорам, грозя раздавить Лару, остался только один. Исчезла комната с движущимися столбами, на которых нарисованы птицы. Драка с Ларсоном превратилась в ролик - что, может, и к лучшему - всегда недолюбливала этот кусок уровня.
St. Francis' Folly опустел - в нем больше не живут гориллы и крокодиллы, но в целом - это один из немногих уровней, на которых чувствуется атмосфера того, самого первого TR. Дворец Мидаса и Колизей порезаны просто в лохмотья, сжаты и склеены...
...Почти нетронутый временем постамент, на котором стоит огромная скульптура - человек на троне...слишком большая для такого маленького зала. В золотой надписи отсутствуют части букв, но прочитать ее не составляет проблемы. "Мидас". Скульптура разрушена. Куски ее, иногда размером больше самой Лары, валяются там и тут. У самого подножия постамента лежит упавшая раскрытая ладонь...
Да, Мидаса тоже переселили в более подходящие аппартаменты. Единственная переделка, против которой, по зрелом размышлении, я решила не возражать. Остальное же изменено часто до неузнаваемости. Зал с огненными колоннами обрадовал безумно - хоть что-то привычное в этих лабиринтах, которые и лабиринтами-то не назовешь - все просто, как три копейки. Даже не заблудишься.
В Пьера ни разу не дали пострелять.
Цистерны просто убрали. А ведь их я даже немного помнила...
Зато Тихокан порадовал красивым роликом и кентаврами - теми самыми, с которыми у почти всего геймерского TR-сообщества были проблемы )) оказалось не так уж и сложно с ними разобраться.
Египет неприятно поразил сложностью трюков. Пантеры стали злее, ловушки - опаснее. Чекпойнты раздражали. Но в целом, уровни узнаваемы. Секрет с узями перенесли с невидимого блока на голову сфинкса. Потеряли изюминку ((.
К уровням Атлантиды никогда не питала особых чувств, а подъем по шахте в The Great Pyramid вообще отбил охоту что-то про них писать. Единственный раз, когда я воспользовалась сохраненкой, скачанной из сети - достало! Чекпойнты на этом отрезке пути почти бесят, хоть и непривычно частые.
Итого: любимые уровни в TR: St. Francis' Folly, Palace Midas, Tomb of Qualopec плюс кусочки из Перу. TRA этого не изменило, разве что Куалопек огорчил, а Тихокан - наоборот. Да и вообще, уровни стало трудно отделить друг от друга.
Кстати, легенда о предательстве Натлы дает проникнуться... Лазила в мифологический словарь, выяснила, что Тихокан и Куалопек взяты из головы. Недовольна.
Монстрятник классический. Мумии в Египте из непонятных белых коконов превратились в обмотанных бинтами полулюдей-полушакалов, что их, несомненно, облагородило, но только если они в вертикальном положении. Одолеть их легче, чем даже пантер. Ободранные птички остались такими же мерзкими. Кентавры, если они в паре - реальная угроза. Пантеры злые и опасные. Остальные побеждаются почти без проблем.
Большая личинка была гораздо более мерзкой в первй части, да и площадка ее стала безопасней, но близко к ней подходить так же не стоит. Правда, вместо излюбленного шмяканья Ларой об стену она просто ее глотает.
Натлу я вообще без перезагрузки победила, пусть и повозилась с ней.
Управление. Если бы не некоторые мелочи, вообще бы не придиралась. Раскладка удобная, камера косячная. Два режима шага, которые не используются, и при которых Лара спокойно может сверзиться в пропасть. Зачем нужны - неизвестно. Акробатика на
уровне, правда, убрали чрезвычайно удобный переворот (раньше был на кнопке end) и прыжок назад - как класс. Оставили его только с вытащенными пистолетами, да и то в момент прыжка стрелять запретили. Лазанье по выбоинам в стене оказалось очень даже приятным нововведением, прыганье по верхушкам шестов - тоже. В общем, кроме камеры, к этому пунтку претензий почти нет.
Графика хороша. Музыка в тему.
Чуть не забыла Крофт Мэнор! Стал темнее и мрачнее. Поменял планировку и из тренировочного зала превратился в дополнительный уровень. Особо не побегаешь, как раньше, а жаль. Вовка будет недоволен - убрали морозилку


И все, казалось бы, отлично...и придраться не к чему...но почему не чувствуется в TRA той атмосферы, которая была в TR?..
Все заставки просмотрены, все сюжетные непонятки исчезли. Но осталось смутное чувство неудовлетворенности. Ведь это не один к одному повтор первой игры в серии... ведь остались какие-то детали...
Тайна никуда не делась. Она лишь ушла на глубину, махнув чешуйчатым хвостом.
ЗЫ. На заставке меню той, самой-самой первой TR фирменным шрифтом гордо красовалось: "Томбовский Рейдер".
@музыка: выключена
@настроение:
устала писать этот отчет
@темы: все без ума от Лары, многобукв